слово о Слове

Воспитанникам Школы юных литературных дарований Камчатки

«Чтобы ум отманить от безвременной скуки» Борис Шергин Изящные мастера

Душа требует, умоляет и просит: в суматохе дел; в суете интернета; в свистопляске звонков не забывай, человек обо мне — своей душе. Она у каждого неповторима, с личностной гаммой чувств и ощущений. Сохрани в ней Веру, Надежду и Любовь. И, конечно же, прийди к осознанию себя в круговерти жизни.

слово о Слове

Рецензии Бережковой Нины Германовна на конкурсные работы учащихся Школы юных литературных дарований.

Сажнева Вероника
Философская лирика

Осмелюсь отнести стих-е Вероники к философскому рассуждению о жизни. На мой взгляд, оно соответствует тематике данной номинации. Наряду с этим очень лирично автор описывает состояние своей души: ощущаются ее переживания, мысли, связанные и с проблемами нашей общей жизни. Очень хорошо соблюдены рифма и ритм; единственно, он (ритм) нарушен в предпоследней строке: «Поменять свое сознание». Возможно, здесь описка или опечатка и следует читать: «Поменять свое осознание».

Татаринов Евгений
Философская лирика

Удивительно, при отсутствии рифмы, стихотворный ритм Евгением не нарушен. Скорее всего, это белый стих. Тема очень актуальна: автор кратко описывает экологическую катастрофу, произошедшую в нашем краю в районе Халактырского пляжа. Молодец Женя! В таком раннем возрасте ведёт публичный разговор на волнующую многих в мире тему: сохранность планеты Земля. Это очень похвально!

Белоенко Никита
«Гражданская лирика»

Признаюсь, впервые за свою долгую жизнь встречаю такой подход к личности известного русского поэта Сергея Есенина и, как поняла при более внимательном прочтении, не к его творчеству.

«Что презирал всем сердцем вас
За эгоизм, обман и пошлость.»

Эти слова донельзя смутили своим обращением от первого лица автора к великому поэту к его 125-летию. Все же заставила себя читать дальше. Когда дошла до строчки:

«Из бреда ненависти к вам
Я вышел строгими шагами.»

И далее:

«И верю, что нашли вовек, (? — мой вопрос)
Покой своей душе мятежной,
Что даже черный человек
Покаялся душою грешной.»

Ко мне пришло понимание, что Никита обращает свой гнев к герою известной есенинской поэмы. Такой опосредованный подход к великому творению поэта 20-го века, написавшему от первого лица уже упомянутую мной поэму «Черный человек», «Исповедь хулигана»… Стихотворение Белоенко Никиты написано в строго классической форме: композиция, ритмика, рифма; непосредственное чувство к герою его стихотворения. Все это впечатляет и подаёт надежду, что юноша продолжит свое занятие стихосложением.

Немного подправить синтаксис:
«Уж больше сотни лет назад, (запятая не нужна)
Родились вы…»

И ещё смысловой «спотык»:
«И верю, что нашли /вовек/
Покой…»

Слово «вовек» заменила бы однокоренным — навек. Возможно, здесь допущенна опечатка-описка.

Жукова Дана
Любовная лирика

Стихотворение читается легко, без спотыканий. Четкий смысл выдержан в стиле любовной лирики. Довольно-таки образный подход к чувствам, мыслям, переживаниям героини. Хорош заключительный аккорд:
«Найдем мы вместе силы на успех.»

Нет нарушений ни в рифме, ни в ритме. Ощущается и эмоциональная окраска стиха. Присутствует в нем и выразительность. Желаю успехов автору в дальнейшем творчестве.

Петкелев Дамир
11 лет «Мои первые строки»
О чем мечтают дети

Прочитав стих-е Дамира не хочется опускаться до снисходительности поучений. Написано оно в бодрящие ритме, с широким диапазоном обзора заданной темы. Для первых поэтических строк — здорово! Другого поощрительного слова не найду в своем словарном запасе ;)))

Пелых Милена
13-15 лет «Гражданская лирика»
Озерная

Стихотворение следует заданной теме. Написано легко, без нарушений ритма и рифмы. Очень напевное — музыка сама просится на эти стихотворные строки.
Дерзай, Милена!

Бергер Сергей
13-15 лет «Гражданская лирика»
Капитан-командор Витус Беринг

Стих-е от начала и до конца выдержано в заданном ему ритме и стиле; четкая рифма.
Все содержание соответствует заданной теме. Есть зачин и классный! итог всему повествованию о Витусе Беринге. Надо отметить — сохранена последовательная историчность известного миру человека.

Полежаева Марина
13-15 лет «Любовная лирика»
Любовь проснулась

Стих-ние соответствует выбранной номинации. Написано легко. Создаётся наглядное представление о настроении пишущей строки:

«… побежать,
Раскинув крылья-руки.»

Желаю Марии успехов, творческих поисков в трудоемком явлении в ее жизни — поэзии.

Максимова Софья
16-17 лет «Гражданская лирика»
Родной Тигиль

Стих-ние Максимовой Софьи написано в строгом и последовательном соответствии заданной тематики. Читается четко, практически, без сбоя. Охвачена разновидность деятельности в сфере культуры: музей, библиотека, Центр досуга, музыка, танцы, живопись… — широкий спектр занятий. Ощущается в данном стих-ние гражданская позиция автора: любовь к малой Родине и обеспокоенность, видимо, частой сменяемостью народонаселения в данном поселке.
Считаю нужным подсказать, что в данном стих-ние подредактировать:
1-я строка 1-го четверостишия —
Камчатский край, родное наше побережье…
Посоветовала бы убрать «наше» — слегка выбивает из ритма; и без этого местоимения понятно: родное — это и есть наше.
3-е четверостишие, 1-я строка —
«У нас» — советую убрать, т.к. идёт сбой ритма.
6-е четверостишие, 1-я строка —
«У нас» — идёт многократный повтор малозначительного по смыслу местоимения в данном стих-ние. Советую исключить.
3-я строка 7-го четверостишия —
Союз «А» желательно исключить. Это сохранит заданный ритм и не нарушит значение смысла этой строчки и стих-ние в целом.
3-е четверостишие, последняя строка —
Есть кисти, краски — все, что нужно для души…

Есть — не значит применять, использовать; в этой строке 13 слогов.
Если заменить на:
Художники рисуют, что нужно для души…
В этой строке нужные для заданного ритма 13-ть слогов.
Успехов Софье!!!

Шк.40
Нестюк Варвара
Человек и природа в произведениях Е.В. Гропянова

Язык лаконичный, отличающийся четкостью изложения. Чувствуется авторское кредо — Е.В.Гропянов «… один из писателей, который может перевернуть ваше сознание,…».

Нестюк Варвара
Продолжение

1) Встречаются досадные синтаксические ошибки.
И ещё:
2) «Сам Гропянов, будучи жителем и любителем Камчатки…» — В данном тексте слово «любитель» при современной молодежной его интерпретации звучит, несколько, неожиданно.
3) «… и как человек может радоваться таким мелочам, как солнечный луч, или жёлтый лист, на ещё не пожелтевшем, лысом, от уже надвигающегося ветра.» — «на ещё не пожелтевшем» и здесь же «лысом» , на мое восприятие, здесь наблюдается противоречие в смысле.
5) «…как человек может радоваться таким мелочам, как солнечный луч…» — нарушена чуткость мировосприятия: недопустимо «солнечный луч» назвать мелочью.

Ср.шк.7
Зарубина Татьяна
Любимая солнцем

Язык хороший, образный, лёгкий. Душевное состояние героини описано очень лирично.
НО, на мой взгляд :
1) — деепричастие «смотря» в лирической миниатюре звучит несколько шероховато. Можно заменить на «глядя».
2) — «… а вспомнила я о нем * только зимой, * когда листьев на деревьях не было, вместо них — * тонкий слой первого снега. *» — В этом вижу некоторое нарушение для восприятия времени.

Курбанова Диана
«Мои первые строки»
Пропавший кот

Написано лёгким житейским языком, что соответствует незамысловатой истории с пропавшим котом.
Встречается нарушение ритма:..»

— Грустим, плачем и рыдаем.» Можно заменить: Плачем все, грустим, рыдаем.

— «А кота уж нет скорей»:

Отсутствует смысловая логика. Может быть: А кота уж нет, ей-ей! (это междометие означает — действительно).

Шалимов Максим «Семейное творчество»
Школьные годы

Стихотворение хорошее: смысл, последовательность, выдержаны ритм и рифма.
На мое усмотрение, подправила бы слегка синтаксис —

-«Дома мама строгая говорит учиться,» Можно:
Дома мама строгая говорит — учиться!
-» …горемыка школьник.» По-моему, можно поставить дефис: горемыка-школьник.

— «С грустью буду вспоминать себя ученика.» Может быть лучше: …себя, ученика; или — себя — ученика.

Тихомиров Антон
«Семейное творчество»

Три тритона
Стихотворение интересное, об’емное, с юмором. Практически, полностью выдержаны и ритм, и рифма. Мой поклон начинающему поэту.

Воротникова Виктория
«Гражданская лирика»

О сивучах в городе
Тема стихотворения занятная. Очень хорошо, что автор сделал небольшое вступление к нему.
Хотелось бы обратить внимание написавшей это стих-ние на последнее четверостишие:
«Вот так из года в год, в любую непогоду
К нам сивучи приходят
зимовать,
И город на Камчатке их встречает снова,
Чтобы беречь, любить и охранять.»

— И как под свод родного крова
К нам сивучи приходят зимовать,
А Петропавловск их встречает снова,
Чтобы беречь, любить и охранять.
Возможно, такой вариант приемлем, чтобы избавить катрен (четверостишие), стоящий последним, от нарушения рифмы и ритма.

Шк.5
Ермолаева Марина

Человек и природа в произведениях Е.В.Гропянова

Положительная, по своему качеству, работа: четкость, последовательность, очень хороший слог.